«Тинькофф» сообщил о нейтрализации роботами 90 тыс. телефонных мошенников

Автор: Новости
0 Комментарии

Запущенные «Тинькофф» человекоподобные роботы за три месяца работы задержали на линии и нейтрализовали почти 90 тыс. телефонных мошенников. При этом в 30% случаях мошенники продолжили разговор с роботом даже после того, когда поняли, что на звонок вместо реального человека ответил бот, говорится в сообщении банка.

«Тинькофф» запустил фабрику человекоподобных роботов в пилотном режиме в апреле 2023 года, а в сентябре сервис стал доступен для тестирования широкой аудитории. Он является частью телефонного секретаря «Защитник Олег», который по умолчанию может отвечать на звонки, если абонент не берет трубку. В случае звонков от мошенников к разговору подключаются роботы. Они, имитируя речь и поведение реального человека, задерживают злоумышленников на линии, тем самым снижая число потенциальных жертв, которым мошенники могут позвонить в течение дня. Телефонный секретарь доступен всем желающим вне зависимости от сотового оператора и того, является ли пользователь клиентом экосистемы «Тинькофф».

Какие сценарии разыгрывают роботы

Для развития роботов банк собирает сценарии разговоров и реплики от пользователей, а также использует технологии искусственного интеллекта. Над созданием ботов в том числе работали психологи и эксперты по предотвращению мошеннических операций. Реплики для роботов озвучили сотрудники «Тинькофф», актеры дубляжа Петр Гланц (голос Дедпула) и Дарья Блохина.

Например, в случае с дедушкой, потерявшим очки, персонаж отвечает на звонок, а потом просит мошенника подождать, пока он наденет очки. После этого «пожилой мужчина» говорит, что не может их найти. Затем злоумышленник представляется сотрудником «технического отдела ВТБ Банка» и сообщает о том, что абонент якобы оставил заявку на смену номера телефона. «Дедушка» в ответ переспрашивает, идет ли речь о пенсии, и жалуется, что ничего не понимает. Мошеннику приходится повторить причину звонка. После этого персонаж пытается позвать свою жену, но выясняется, что она «ушла в Сберкассу». Далее «пожилой мужчина» просит позвонить позже. После слов мошенника о том, что он не может перезвонить позднее, так как вопрос требует решения сейчас, разговор прекращается.

Телефонное мошенничество является одной из основных причин кражи денежных средств у клиентов российских банков. По данным Банка России, в третьем квартале 2023 году злоумышленники похитили с банковских счетов клиентов 3,6 млрд руб., совершив 288,7 тыс. денежных переводов без согласия клиентов. При этом банки смогли предотвратить кражу 1,7 трлн руб., не допустив проведения 10,8 млн операций. Доля социальной инженерии (методы обмана, которые в том числе используются при звонках мошенников) в общем объеме хищений составила 31,6%. Также за июль–сентябрь 2023 года ЦБ выявил 141 755 телефонных номеров, с которых звонили мошенники. По каждому случаю регулятор инициировал запросы операторам связи для принятия мер реагирования в отношении этих номеров.